Ингушетия, Карачаево-Черкесия и Ставропольский край вошли в десятку самых посещаемых туристами регионов страны. Федеральное агентство по туризму Минкультуры РФ опубликовало список 27 субъектов России, где туристические потоки превышают 100 тысяч посещений в год. В этом перечне не оказалось Кабардино-Балкарии.

Глава КБР Арсен Каноков отправился перенимать опыт развития туристической отрасли в Италию. Однако, по мнению руководителя Центра социально-экономических исследований регионов RAMCOM, директора Кавказского центра проектных решений Дениса Соколова, потеря туристического рынка для Приэльбрусья может оказаться невосполнимой.

Минус КБР

Федеральное агентство по туризму планирует определить пять наиболее привлекательных регионов для привлечения внебюджетного финансирования инвестиционных проектов, направленных на создание и развитие туристской инфраструктуры. Республики СКФО дружно замыкают десятку: на восьмом — Ингушетия, следующую строчку занимает КЧР, чуть ниже расположился Ставропольский край. Из субъектов, не входящих в СКФО, отметим еще  Адыгею. Населенной кавказцами республике досталось 15 место.

Информация, полученная в ходе мониторинга, еще будет анализироваться, так что теоретически регионы, не попавшие в  топ-5, еще могут рассчитывать на кусок «инвестиционного пирога». Поспорить, очевидно, придется с субъектами, занявшими первые семь строчек. Соответственно, это Москва, Республика Марий Эл, Оренбургская область, Кировская область, Удмуртская республика, Вологодская область, Республика Карелия.

Наверное, можно рассматривать как сенсацию тот факт, что в перечне 27 регионов не оказалось Кабардино-Балкарии. Приэльбрусье стало меньше привлекать туристов. Глава республики Арсен Каноков, недавно уволивший премьер-министра КБР, Руслана Хасанова, отправился в Италию перенимать опыт по развитию туристической отрасли. «Формируя делегацию, я намеренно включил в ее состав не только членов правительства, но и глав муниципальных районов Кабардино-Балкарии, где наиболее активно развивается туризм и сельское хозяйство», — отметил Каноков во время деловой встречи в автономной провинции Больцано-Южный Тироль.

В свою очередь министр экономического развития КБР Алий Мусуков рассказал итальянцам о создании туристического кластера в республике. По уровню сервиса и технической оснащенности, заверил министр, курорты Приэльбрусья будут сравнимы с самыми популярными горнолыжными курортами Италии, Франции, США.

«Туристический кластер также будет наделен статусом особой экономической зоны, предоставляя резидентам и инвесторам различные преференции. В Кабардино-Балкарской Республике ОЭЗ создается на трех площадках на территории четырех муниципальных районов. За последние годы проделана масштабная работа по повышению инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики, что вкупе с природно-ресурсным потенциалом региона позволяет говорить о наличии благоприятной среды для ведения бизнеса, в том числе с привлечением иностранного капитала», — приводит слова Мусукова сайт главы КБР.

КТО против

- То, что Кабардино-Балкария не попала в список, можно назвать своего рода расплатой за контртеррористическую операцию на территории Эльбрусского района, которая завершилась год назад, — комментирует результаты мониторинга Денис Соколов. — К сожалению, потеря туристического бизнеса в Приэльбрусье может оказаться для России невосполнимой, Как показывает практика, наши туристы уходят не на Домбай или в Красную Поляну, а, например, в Андорру, Шамони и на другие альпийские курорты. Но даже если они останутся в стране, у них есть альтернатива — горнолыжные курорты Сибири, которые сейчас довольно активно развиваются.

В СКФО на этом рынке было два конкурента — Приэльбрусье и Домбай. Преимущество курорта в Приэльбрусье заключается в том, что он привлекает не только горнолыжников, но и альпинистов. Пятитысячник Эльбрус — это одна из вершин, которая негласно считается обязательной для покорения у любителей альпинизма. И, в общем-то, Приэльбрусье имеет очень хорошие условия для развития туризма. Однако КТО, по сути, вывела Кабардино-Балкарию из борьбы за горнолыжников.

- С местом в рейтинге Карачаево-Черкесии все более-менее понятно. Тем более что Домбай остался без главного конкурента. Но чем можно объяснить скачок Ингушетии, оказавшейся на самой высокой строчке из северокавказских республик? И на своей ли позиции находится Ставрополье?

- Чтобы прокомментировать результат Ставропольского края, нужно знать, каким образом отслеживались потоки туристов. Дело в том, что через Минводы летают и на Домбай, и в Приэльбрусье.

К слову, билеты на самолет подешевели. А это немаловажная составляющая стоимости отдыха. Если раньше билет в Минводы и обратно стоил примерно 500 долларов, то сейчас — 300. Это существенная разница. Трудно сказать, сохранится ли тенденция к удешевлению, но, в целом, дисконтный процесс пошел — конкуренция между компаниями дала свой эффект.

Что касается успеха Ингушетии, — это во многом заслуга бизнесмена Ахмеда Полонкоева, построившего курорт «Армхи». Это небольшой горнолыжный курорт. Скорее, местного значения. Но тем не менее он, во-первых, реально работает. А во-вторых, действительно построен на частные деньги.

- Можно ли связывать положительную динамику в Ингушетии с именем Юнус-Бека Евкурова? Ведь многие эксперты ставят в заслугу главе республике то, что ему удалось справиться с криминалом…

- Ситуация с безопасностью в Ингушетии может и улучшилась при Евкурове. Но не настолько, чтобы увеличить поток туристов. Безопасность складывается из многих параметров. Скажем, безопасность для сотрудников правоохранительных органов и безопасность для туристов — это две большие разницы. Точно также одно дело уличная преступность и другое — бизнес, связанный с похищением людей. Поэтому утверждать, что в Ингушетии безопаснее, чем в Кабардино-Балкарии, довольно сложно.

Я думаю, туризм в республике развивается за счет предприимчивости бизнесменов, которые находят способы привлекать клиентов. Надо сказать, в Ингушетии есть очень красивые места с сохраненными памятниками архитектуры. И если не препятствовать, люди сполна реализуют свой творческий потенциал. Если же ставить «шлагбаумы», как это делается в Приэльбрусье, предприимчивость и творческие способности оказываются невостребованными, поскольку пропадает сама возможность работать.

Бадма Бюрчиев, журналист

Фото: kavpolit.com

Мнение взято с сайта kavpolit.com

1
151
Новости партнеров
Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите

Новости партнеров