Транспорт для лучших мира сего
26 мая 2011 19:27
В минувшие выходные в Ставрополе в окрестностях детского оздоровительного лагеря «Лесная поляна» состоялся I этап кубка «Велокавказ» – соревнование лучших велосипедистов края, гостей из республик и других регионов.
Для тех, кто не в курсе: «Велокавказ» – общественная организация, в которую входят велосипедисты Северного Кавказа и не только. О том, с чего всё начиналось и что из начинания вышло, «Территория контрастов» спросила у человека, который знает о «Велокавказе» не понаслышке, – основателя сообщества Алана Мисикова.
Алан Мисиков: Около пяти лет назад ставропольские «велеры» просто собрались вместе, чтобы кататься. Это были преданные, отчаянные велосипедисты, они даже на работу ездили на велосипедах. Тогда их, правда, было очень немного. Позже к ним присоединился и я. Представьте, я катаюсь уже 36 лет! С детства на велосипеде, и для меня это образ жизни, особое мировоззрение. Я давно пытался создать сообщество, которое бы представляло вот таких людей. Думаю, мне это удалось: «Велокавказ» сегодня – официально зарегистрированная организация.
После пяти лет существования общество «Велокавказ» официально зарегистрировалось только в этом году. Как рассказал Алан, процесс объединения шёл достаточно непросто, в основном, из-за личных претензий участников. Тем не менее, в итоге было сформировано правление, в которое вошли самые известные велосипедисты Ставрополя.
Фото с сайта velokavkaz.ru
Алан Мисиков: В обществе «Велокавказ» есть специальное направление «Спорт». Возглавляет его детский врач, зовут Дмитрий. Он неонатолог, то есть практически детский реаниматолог. И это действующий спортсмен, способный показывать самые выдающиеся результаты. У нас есть директор магазина, который торгует компьютерами и другой техникой, зовут его Александр, он возглавляет отделение велопоходов.Но при этом молодёжи у нас 99 процентов, я самый взрослый человек в «Велокавказе». Сейчас в сообщество входят совершенно разные люди, разных национальностей, силовых структур, айтишники, врачи, преподаватели, студенты, дети, которые приезжают с родителями. А «Велокавказ» – это идеология, которая объединила нас всех.
«ТК»: Возрастной порог для участия в соревнованиях достаточно низкий – в «Велокавказе» принимают участие дети с 12 лет.
Алан Мисиков: Да, к сожалению, им пока нельзя вступить в организацию, но это совершенно не принципиально. «Велокавказ» – это не только официальная часть, это, в первую очередь, мировоззрение. Мы вообще, когда регистрировались, хотели зарегистрировать организацию как СКФОшную, региональную, но возникли какие-то проблемы в юстиции, поэтому она, пока, краевая. Но в неё входят представители и Карачаево-Черкесии, и Краснодарского края, и Ростовской области. В этом и была задача – объединить «велеров» Кавказа, создать спортивную велосипедную команду, которая бы от имени СКФО принимала участие во всероссийских, даже в международных соревнованиях. У нас есть эмблема, есть форма, за что, кстати, спасибо спонсорам, которые сейчас у нас появились. Конечно, было бы здорово выступать под эгидой представительства Северного Кавказа в качестве социального проекта. Здорово, если бы у нас появилось финансирование, и само руководство СКФО выступило бы как социально ответственная государственная структура. Потому что наши велосипедисты очень известны. И «Велокавказ» очень известен. На наши соревнования приезжают участники из Краснодара, весь край, представители Карачаево-Черкесии, участники из Осетии, из Кабарды.
«ТК»: В прошлом году «Велокавказ» принимал участие в организации велопробега в поддержку обращения к Президенту России. Речь шла о правах велосипедистов на дороге. Расскажите об этой акции.
Фото с сайта www.velotransunion.ru
Алан Мисиков: Тогда мы поддержали Велотранспортный союз России, который это обращение опубликовал и… я совершенно уверен в том, что наступит момент, когда не мы будем просить велосипедные дорожки, а водители будут просить у велосипедистов разрешения проехать. Я был в Европе: в Дании, Швеции – я всё это видел. Ведь велосипед – экологически чистый транспорт. Более того, мировоззрение велосипедиста отличается от мировоззрения водителя авто. Я очень надеюсь и всё буду делать для того, чтобы велосипедист стал полноправным участником дорожного движения. А, может быть, даже обладающим неким приоритетом. Ведь это и здоровье, и экология. Я обратил внимание, что люди, которые катают на великах, они немного другие – лучше, проще, коммуникабельней и главное – социально ответственней. И нам удается пересаживать людей на велики! У нас есть бизнесмены, у которых велосипеды стоят по 200 тысяч.
«ТК»: У меня мама ездит на велосипеде, но только, когда это позволяет работа. На чём передвигаетесь Вы?
Алан Мисиков: Маме – респект и уважуха, как говорят в велосипедной среде. У меня тоже есть автомобиль, он очень старенький, я на нём перевожу столы, сапоги какие-то, то есть использую только в рабочих целях. У меня вообще несколько велосипедов, а один, кстати, дороже, чем моя машина.
«ТК»: Возвращаясь к велопробегу: удалось привлечь внимание властей?
Алан Мисиков: Да, внимание мы привлекли. Большой радостью было, когда король Дании (или Швеции, не помню точно), подарил Президенту Медведеву велосипед. Был такой момент, и всё как раз совпало с обращением и пробегом. И сейчас есть программа по развитию велосипедной инфраструктуры в Москве, официально принятая программа есть и в Санкт-Петербурге. Потому что эти города просто задыхаются! Мне кажется, дошло до того, что велосипед может стать реальным подспорьем в транспортной инфраструктуре города. На тот велопробег собралось около 400 человек. Потом была встреча с нашим вице-премьером Балдицыным, который сам приехал на велике. Но то ли краевые власти, то ли что-то еще… Всё как-то заглохло.
«ТК»: То есть ничего так и не сделали – ни дорожек, ни стоянок?
Алан Мисиков: Нет, потом была встреча с Пальцевым, тогдашним мэром города. После этого даже кубок был учреждён, и мы под эгидой Пальцева провели несколько соревнований. Кубок мэра, кстати, у нас так и остался. На этой встрече нам тоже обещали помочь, и нам удалость внести в программу развития Ставрополя во всех строящихся микрорайонах запланированные велодорожки. Но районы строятся медленно, а вот мы уже есть. Но у нас есть ещё один действующий проект – строительство велопарковок у социально значимых объектов: поликлиник, магазинов… Кстати, мы вот тут с вами встречаемся, в торговом центре, а это единственный магазин, руководство которого не откликнулось. Хотя мы дважды с ними встречались, даже акцию здесь провели – более 100 человек собралось с великами. Но почему-то руководство не реагируют, и здесь приходится привязывать велосипеды к урнам.
«ТК»: Все другие торговые центры отреагировали?
Алан Мисиков: «Тройка», «Семья», например, отреагировали. А на всех точках Ставропольского молочного завода уже установлены парковки. Напротив ЦУМа тоже сделали парковку. Конечно, хочется сказать спасибо всем откликнувшимся, потому что сейчас везде возле их зданий стоят велопарковки. Среди них и «Телемир», и Медицинская академия, и Политехнический университет. То есть современные, прогрессивно мыслящие люди понимают, что катание на велосипеде – это часть жизни. Это ветер в лицо, радость перемещения с помощью собственной мускульной силы! Я думаю, величие этого изобретения ещё не оценено. А нужно, чтобы как можно больше людей его оценило.
«ТК»: Я, например, не умею кататься на велосипеде. Мне не поздно научиться сейчас? И ведь я не могу прийти к вам, прикатить с собой велосипед и сказать: «Учите меня».
Алан Мисиков: Я уверяю вас, это не так сложно, как кажется. У нас есть велосипедисты, которым за 70 лет, а сели на велосипед они в 60! Потому что велосипед – всегда хорошо и никогда не поздно. Одна из наших перспектив – создание велосипедной школы с возможностью сертификации судей для соревнований. Мы сейчас с Федерацией этот вопрос решаем. Федерация находится в Пятигорске, не знаю, к сожалению или к счастью, но там занимаются очень серьезные люди и известные велосипедисты. Планируется создание детской школы – детского клуба велосипедистов. Называться, кстати, будет «Покатушка». Представьте, можно выехать за город с детьми, взять палатку, развести костёр, устроить рыбалку… Мы же живём! А жизнь должна радовать. Я свою задачу вижу в том, чтобы у людей был этот огонь в глазах, чтобы они получали радость от катания на велосипеде.
«ТК»: Как часто проводятся соревнования кубка «Велокавказ», первый этап которого прошёл в эти выходные? Или это первое соревнование в таком формате? Когда будет следующий этап?
Алан Мисиков: Официально, под эгидой спорткомитета это первые соревнования. Раньше мы проводили неформальные соревнования, но они, тем не менее, были очень известны, в них участвовали очень известные велеры. Ведь официальное соревнование теоретически может провести кто угодно. Но мы подходим к вопросу ответственно. Поэтому на прошедших соревнованиях у нас были и милиция, и скорая помощь, и МЧС. Если честно, я очень доволен прошедшим соревнованием. Ещё один этап открытого кубка «Велокавказ», скорее всего, будет в июне или июле этого года, а в августе-сентябре будет закрытие – главное мероприятие кубка «Велокавказ», это самые мощные наши осенние соревнования, которые мы проводим уже давно.
«ТК»: В Положении о соревновании сказано, что оно пройдёт при любой погоде, при любых обстоятельствах, то есть ничего не может помешать настоящему велосипедисту, так?
Алан Мисиков: Да, соревнования проходят при любой погоде, но с обязательным условием в этом году у нас стало наличие шлема. Потому что так называемый вид «кросскантри», который представляет «Велокавказ» – травмоопасный вид.
«ТК»: Расскажите подробнее – что за вид «кросскантри»?
Алан Мисиков: Кросскантри – езда на велосипеде по пересечённой местности. Это горы, спуски, корни деревьев, лес и так далее. Мне кажется, это самый интересный вид спорта, который, кстати, стал Олимпийским. Но мы объединяем не только кросскантрийщиков. Вторым этапом наших соревнований был «даунхилл» – скоростной спуск с горы в лесистой местности. Вот там как раз были представители Владикавказа, Нальчика, Красногвардейского, Новопавловска, Ставрополя и других городов.
Как рассказал Алан, трасса, по которой в эти выходные катали участники «Велокавказа», называется «Орандж снейк», что переводится как «Апельсиновая змея». Фактически именно с этой трассы начинался «Велокавказ» – там проходили первые соревнования, а оранжевый цвет – официальный цвет организации.
Алан Мисиков: По признанию специалистов, трасса эта очень неплохая, на ней вполне можно проводить краевые соревнования. Но в Мамайском лесу (популярный среди горожан и гостей города лесной массив в южной части Ставрополя, начал вырубаться осенью 2010 года) у нас есть ещё более серьезная трасса, на ней, помимо краевых, можно проводить и СКФОшные соревнования. Только там запланировано строительство, против которого мы даже протестовали.
«ТК»: Я хотела как раз об этом спросить. Я знаю, что «Велокавказ» участвовал в пикетах, сборах подписей против вырубки Мамайского леса.
Алан Мисиков: По поводу вырубки, я думаю, что горячие головы чиновников, которые пытаются испортить эту часть нашего леса, остынут и не допустят этого строительства. Потому что я разговаривал с экологами, оказывается, более 20 родников берут начало именно в этом месте. То есть такое вмешательство в экосистему может фатально повлиять на экологию нашего региона. Строительство вроде бы на сегодняшний день приостановлено, хотя проект по-прежнему висит. Я думаю, что сейчас чиновники просто ждут, чтобы протестующие утихомирились. Но на сайте «Велокавказа» зарегистрировано более 1,5 тысяч человек, из них 1 тысяча – в Ставрополе. И эти люди выйдут на акцию, если до этого дойдёт. Потому что это строительство просто недопустимо.
«ТК»: Расскажите о спортсмене, которого Вы назвали открытием этого «Велокавказа».
Алан Мисиков: Да! Malysh [ник велосипедиста на Форуме «Велокавказа»] – это наша краса и гордость. Это парень, которому только в июле исполнится 18 лет, и он уже способен конкурировать с лучшими спортсменами страны и, я даже предполагаю, зарубежья. Сейчас мы ищем ему спонсора, хотя очень бы хотелось, чтобы он выступал под флагом команды «Велокавказа». Пока спонсоры раскачиваются, каждый думает о своей личной выгоде... Но если у него не будет своего финансирования, он уйдет в другую команду. То есть станет выступать под каким-то брендом. А наша задача в том, чтобы быть не под какими-то брендами, а чтобы это были просто наши спортсмены – кавказские. Чтобы был некий посыл, что на Северном Кавказе есть велосипедисты, некое сообщество и самое главное – спортсмены, воспитанные нашим клубом, и этот клуб способен представлять именно Северный Кавказ и в России, и за рубежом. Malysh – неоднократный победитель краевых и даже региональных соревнований. На последних региональных соревнования сломал ключицу и сейчас набирает форму, вернее уже набрал. В прошедшие выходные он выступил в двух категориях, по юниорам занял первое, а в элите – третье место. То есть, если бы он не выступил в категории юниоры, он реально мог быть прийти первым в элите! А первое место в элите занял профессиональный спортсмен из Краснодара.
«ТК»: Как обстоят дела с притоком новых людей? Много приходит в Ваш клуб новых велосипедистов? Как они узнают об обществе «Велокавказ»?
Алан Мисиков: Мы организуем акции, приуроченные к таким праздникам, как 9 мая, День флага России и другим. Первый пробег организовывал я, это было, наверное, года три назад. Когда мы выехали с российскими флагами – человек 100 велосипедистов, я видел, как реагировали люди: нам аплодировали. Вот после этого огромное количество людей пришло на сайт, в сообщество, то есть появилось некое объединение. Люди списываются на нашем сайте, вечером едут на Крест, на Телебашню или куда-то еще и просто катаются. Думаю, велосипедные магазины, которые есть в Ставрополе, должны быть нам очень благодарны за то, что мы так раскачали эту тему – Ставрополь становится велосипедным городом! И власти должны готовить инфраструктуру для того, чтобы вот эта часть граждан могла жить так, как она живет, понимаете, не запрещать или отменять велопробеги.
«ТК»: А бывает, что запрещают велопробеги?
Алан Мисиков: Ну, у нас был запланирован велопробег в Невинномысске, намеченный на 29 число. Но, к сожалению, власти Невинномысска отменили все мероприятия, это было связано с террористической угрозой. То есть бывают объективные причины. Ну, а субъективные причины – это, конечно, нежелание чиновников вникать в проблемы социума. Они реагируют так: да что там за велосипедисты, какие-то взрослые люди, а занимаются детством. Не тот менталитет. Я был в Дании, в составе одной делегации, нас принимал там мэр. Когда он прошел мимо меня, этот молодой парень в джинсах, надел на себя мантию, достал из шкафа огромную золотую цепь и сказал: «Здрасте, я мэр». До этого он обратился к гражданам своего городка (не помню его названия) и попросил на выходных не заезжать в исторический центр на автомобилях. И ни одной машины в центре не было. Но было такое количество велосипедистов! А с тех пор там все изменилось ещё сильнее. И мэр тогда приехал к нам на встречу на велосипеде. Вот я мечтаю, что когда-то мэр Ставрополя, да и губернатор приедут на работу на велосипедах, как простые люди. И не только они, а вся администрация – не на своих крутых машинах, а на велосипедах. Чтобы мы понимали, что они рядом и действуют в интересах большинства. Хотя я совершенно не склонен политизировать «Велокавказ», потому что это объединение очень свободных людей с особым мировоззрением. Но что касается социальной активности «Велокавказа», она будет только нарастать.
«ТК»: Кстати, по поводу социальной активности, я знаю, что лично Вы имеете отношение к культурно-просветительскому обществу «Амонд». Чем оно занимается?
Алан Мисиков: Полное название – Краевое осетинское культурно-просветительское общество «Амонд». Я когда-то его создавал и регистрировал, сейчас – заместитель председателя. Основывая общество, мы не стали позиционировать его как этническую общность, потому что туда входят русские, грузины, армяне – все, кто пожил в Осетии, то есть обычные граждане, но которые вкусили внутриосетинское общение. И слово «осетинское» у нас не значит национальную принадлежность. Мы занимаемся презентацией осетинской культуры, наследия, истории, традиций. То есть мы вот такие и хотели бы рассказать о себе. В советский ещё период национальная принадлежность делала людей интересными друг для друга. Существовали одновременно общегражданская идентичность и «грани алмаза», где каждая «грань» – какая-то национальность, принадлежность к какой-то культурной традиции. Это то, что делает нас нами.
«ТК»: Я читала, что в 2008 году от имени общества был открыт сбор средств в помощь беженцам из Осетии. Много людей откликнулось?
Алан Мисиков: Это была уникальная часть моей жизни. Во-первых, откликнулись представители всех национальных обществ. Во-вторых, правительство города и края предоставили помещения, лагерю «Лесная поляна» – отдельное спасибо. И я помню, как в организованный фонд одна бабушка принесла два йогурта. Представляете? Я видел бизнесменов на шикарных машинах, они приезжали и говорили: «Загрузи нам шесть детей». Мы загружали шесть детей, и они возвращали их полностью одетыми в хорошем спортивном магазине. Люди несли одежду, средства, продукты питания, бизнесмены перечислили огромные деньги… Но два вот этих йогурта я не забуду никогда.
Действительно, трудно не согласиться с тем, что велосипедный спорт, а что более важно, велосипед как образ жизни – прерогатива социально ответственной, прогрессивной части общества. А мечта Алана о будущем, в котором велосипедист на дороге не просто имеет права, но и приоритет, кажется не такой уж неосуществимой. Осталось только дождаться, когда это поймёт на ментальном уровне большая часть из нас. Хочется верить, что, благодаря таким увлечённым людям, этот день всё ближе и ближе. И если сегодня учёные всего мира работают над созданием нового, экологически чистого вида транспорта, участники "Велокавказа" точно знают, что велосипед уже давно изобретён.
Беседу вела: Ника КАКОБЯН




