Одним из ярких событий начала февраля был разговор Рамзана Кадырова и Юнус-Бека Евкурова по поводу ваххабитов. Тон беседы был таким, что салафиты Ингушетии и Дагестана очень сильно обиделись. А если все же быть совсем откровенным, может быть, определенный резон негативно относиться к салафитам все же есть?

Открыто. Закрыто. Открыто. Закрыто.

По какой причине салафитов постоянно проверяют, а имамы мечетей не могут занимать свои должности без проверки спецслужбами и ДУМ? По данным МВД и ФСБ, через салафитские мечети Дагестана в свое время прошли многие известные деятели бандподполья и идеологи джихадизма, некоторые из которых сейчас находятся в террористической организации ИГИЛ. В частности, на верность ИГИЛ в апреле 2015 года присягнул Надир Медетов (Надир Абу Халид). Отсюда и специфическое отношение.

Вот и в последние несколько месяцев повестка дня просто кишела негативными новостями о представителях этого мусульманского течения. Во-первых, несколько мечетей силовиками было обвинено в разжигании экстремистских настроений, вербовке в Сирию и других непотребствах. Во-вторых, что уже совсем за гранью, недавно имам мечети в Дербенте получил обвинение в попытке изнасилования прихожанки. Как следует из отчетов полицейских, его фактически «взяли» на месте преступления по поступившей заявке.

Несмотря на то, что имама взяли непосредственно на территории мечети, одновременно спасая потерпевшую, прихожане не поверили в реальность этих событий. У ГОВД Дербента собралось 300 человек, которые добивались освобождения имама, суд в отношении которого еще даже не состоялся. Закончилось не очень-то мирно – защитников имама пришлось разгонять. В  итоге, мечеть запустили в штатном режиме, как это случалось после проведения необходимых проверок со всеми временно закрытыми до нее. А вот полицейские и местные власти до сих пор получают обвинения в репрессиях, неуважении к исламу и всех возможных грехах со стороны салафитов.

И все же

Конфликты были в целом ряде салафитских мечетей, но один из них особенно привлекает внимание. В Хасавюрте несколько тысяч человек вышли на защиту собственной мечети, но организаторы протестного шествия смогли все сделать так, что ни одного противоправного инцидента не случилось. Не так-то и просто организовать такую массу возмущенных людей – организаторам и прихожанам есть, чем гордиться. Пожалуй, такой по-настоящему гражданской протестной акции в России давно не было. Эх, есть чему поучиться ребятам в Дербенте у хасавюртских мужчин, есть чему.

Еще интереснее выходит, если посмотреть на маленькие салафитские мечети. Мусульмане вообще ревностно относятся к таким вещам – рабочая мечеть в заброшенном селе где-нибудь в горах едва ли вызывает здесь большое удивление. Однако салафиты в этом плане вообще необыкновенно ответственные – есть даже места с пятью прихожанами, которые содержатся на деньги меценатов. Вот это по-настоящему достойно.

Если же посмотреть на «колыбель трех религий»  – Дербент – то здесь это все еще больше бросается в глаза. Хотя, возможно, просто сказывается местное почтение к собственным древним, иногда тысячелетним, святыням. Когда все твои предки до обозримого колена молились в одном и том же месте, невозможно относиться к ним иначе, не правда ли?

Тяжелое наследие

Дагестан – регион, где живут бок о бок иудаизм, христианство и ислам уже долгие века. Доказательством этому могут послужить все крупные города – повсюду можно найти храмы этих религий, работающие чуть ли не в доме друг от друга. Сегодня к салафитам высказывают претензии и мусульмане, и христиане, и иудеи. Наверное, все же, о чем-то это да говорит.

Помимо этого очевидно, что сегодня салафиты расплачиваются за грехи тех, кого называют их предшественниками. 10-15 лет назад в этой среде действительно существовало большое количество бандитов, которые явно не собирались приносить мир или спокойно проповедовать. На таком фоне любой инцидент кажется доказательством того, что «салафиты=ваххабиты= поголовные экстремисты=опасность для общества». И в самом ближайшем будущем с этим сделать что-либо сложно. Но можно.

Ключевым в этом деле кажется то, что смогли сделать салафиты Хасавюрта – законным путем показать свою силу и добиться открытия своей мечети. Многие недооценивают силу легитимного гражданского протеста, после которого невозможно придраться ни к единому слову или действию. Если салафиты будут действовать исключительно в таком ключе – уважение к себе они получат быстро. А вот буйства около ГОВД стремительно откатывают назад любые предыдущие успехи. Когда полицейские вынуждены защищаться прямо около отдела – тут уже сложно говорить о каких-то глобальных оправданиях.

0
1790
Новости партнеров
Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите


Новости партнеров